Среда, 24.04.2024, 03:12

Школа идей.Игра и Творчество

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Ключ Н. Чего на свете не бывает? Журнал "Игра и дети"№2-2005


Чего на свете не бывает?

автор © Ключ Н.

          Ты знаешь, мне сказали, что детей  теперь будут учить с пяти лет! – Заявила мне во время чайной посиделки слегка испуганная подружка, мама четырехлетнего бутуза. – Не представляю, как мой «вертолет» будет сидеть за партой весь урок.  Может, нанять ему учительницу? Пусть привыкает потихоньку… может,  втянется…

Образовательный возраст в обществе имеет тенденцию снижаться.Обучение с 6-ти лет стало привычным, а мамы и папы готовят детей к школе, начиная уже с 4-х, 5-ти лет. Кто частным образом, кто с помощью детских центров, кто самостоятельно…  Наши малыши так или иначе учатся.  Дошкольный возраст имеет образовательные ресурсы, важно так их использовать, чтобы процесс обучения  не шел вразрез с особенностями психики и физиологической зрелости.  Мой чайный разговор с подругой на тему «раннего обучения» свелся в конечном итоге к главному – «Играй!»

Игры, развивающие логику, воображение, память; игры, позволяющие актуализировать имеющийся у ребенка опыт,  конструирование историй  - все это кирпичики в фундамент здания  под названием «Обучение».

Игра «Веселый теремок».

Сравниваем предметы по различным признакам, знакомимся с «явными» и «скрытыми» признаками предметов, развиваем ассоциативное мышление.

Участвует любое количество игроков. Нам понадобятся любые предметные картинки.

Дети должны  сравнить,  чем похожи произвольно выбранные два предмета (слова).

Сначала дети будут искать сходные внешние признаки;  постепенно, с помощью взрослого,  научатся замечать сходные функции, истории возникновения или похожие части этих предметов. Например:

В: Играем в игру "Теремок". Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Достает предметную картинку - например, утюг. Дети называют предмет.

В: Я - утюг!  Нет никого!  Буду здесь жить. (Стучит первый игрок) Кто там?

Д: Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить!

В: Пущу, если скажешь, чем мы похожи.

Дети помогают найти сходство:  у меня проводок,  у тебя проводок. Ты бываешь  теплым  и  я бываю теплым.  У тебя есть красный (или иной) цвет, и у меня. Можно обратить внимание, что и в одном, и в другом есть железные части, и там и там есть лампочка, утюг гладит ткань и абажур у лампочки может быть из ткани, блестящие (твердые) поверхности, острые углы, круглая деталь, они оба живут в комнате или помогают маме, их дарят и покупают, для них нужен стол и  т. п.

В: Проходи! (Стучит второй игрок.) Кто там?

Д: Это я, пылесос. Пусти к себе жить!

1 игрок: Пустим, если скажешь, чем на меня похож! И т.д. Дети по цепочке находят общие признаки.

Когда дети освоят игру, ее можно усложнить – использовать предметные картинки, относящиеся к разным темам, использовать слова без картинок.

Игра «Чего на свете не бывает».

Упражнение развивает ассоциативное мышление, воображение, создает «мостики» между различными частями личного опыта ребенка.

Что бы нам придумать такого, чего на свете не бывает? Для пущей неопределенности используем словарь или стопку предметных картинок. Например, первая вынутая наугад из стопки картинка (найденное методом «тыка» в словаре слово) – то, что надо придумать. А вторая – картинка-помощник. Например, первая картинка – книжка, вторая – цветок. Присваиваем первому предмету признаки второго и представляем, что из этого выйдет.

В: Давайте придумаем такие книги,  которых еще нет на свете!  Это очень просто. Назовите мне признаки…  цветка.

Д: Живой! Лепестки открываются и закрываются! Пахнет! Растет!

В: Что, если книга будет живая?

Д: Она может отвечать на вопросы! Сама рассказывать сказки или  вылезать из шкафа…

В: А если книга будет утром открываться, а вечером закрываться?

Д: На часы смотреть не надо, книжка напомнит время…

В: А если книга будет вкусно пахнуть? Чем будет пахнуть книга про еду? А про море? А про цветы?      И т.д.

А теперь попробуем рассказать мини-историю про какую-нибудь из этих небывалых книг,  нарисуем ту, которая больше всего понравилась.

Игра «Сказка-Наоборот»

Годятся любые наборы открыток и карточек,  которые иллюстрируют сказки.

Сначала – классическая работа. После того, как ребенок послушает сказку в Вашем исполнении, вы вместе не один раз ее расскажете и разложите, после того, как ребенок сможет сам выкладывать карточки в правильной последовательности, наступает печальный момент – открытки перестают интересовать ребенка. И тогда мы даем им вторую жизнь – сочиняем сказки «Наоборот».

1.Выкладываем картинки в правильном порядке.

2.Подбираем к каждому действию на картинке действие-наоборот.

           3.Связываем кусочки в одну цепочку, составляя более-менее цельное по смыслу произведение, разъясняя те или иные несуразности. 

            4.Не забудьте счастливый конец!!!

Например:

Правильная сказка.

Сказка–наоборот с нашими комментариями.

Посадил Дед репку

- Выкопал Дед репку. На огороде.

Выросла репка большая – пребольшая.

- Репка стала маленькая-премаленькая, усохла, стало быть. Или репку съели, а семечко осталось.

Стал Дед ее тянуть.

Тянет-потянет – вытянуть не может.

- Стал дед маленькую-премаленькую репку в землю сажать... Нет, наверное, это все же с нее много маленьких семян просыпалось. Стал он их на поле сажать – все посадить не может. Наверное, их ужасно много было.

Позвал Дед Бабку, Внучку, Жучку, Кошку.

Тянут-потянут – вытянуть не могут.

- Пришлось ему выгонять с поля Бабку, потом Внучку, потом Жучку, потом Кошку – не помещались они уже на поле, места-то все меньше и меньше оставалось…

Позвали Мышку и вытянули репку!

Прогнал Дед Мышку и сразу посадил все до конца…  Вот оно что! Это Мышка ему мешала, она семена от других репок тайком подкладывала, а Дед все сажал и сажал.  А как попросил ее с поля уйти – семена и закончились.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!!!

А вскоре их огород стал чемпионом по сбору урожая репок, и им вручили Главный приз, и весь год репки у них не переводились!!! А кто слушал – молодец.

 

 Игре покорна любая сказка. Вот леденящий душу детектив -  про грабителя Курочку по кличке Ряба, который разбил бесценное яйцо из коллекции Фаберже, которую Дед и Баба, хранители музея, бережно реставрировали для Всемирной выставки. И про неустрашимого спасителя Мышку (превосходящего по ловкости и уму Бетменов и Микки-маусов), который с помощью хвоста со встроенным микро-сварочным аппаратом смог спасти шедевр для мировой культуры.

А теперь – нарисуйте свой комикс  к новой сказке. Возможно,  несколько таких тренировок – и вы затмите славу создателей человеко-пауков и людей-икс, причем именно наши сказки станут основой для новых  историй!...

Пусть успешный опыт каждого станет достоянием всех.

Опубликовано:  Журнал "Игра и дети», 2005, № 2 http://i-deti.ru/

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Natalik (29.12.2010)
Просмотров: 1938 | Теги: книга, обучение, методики, Ключ Н., признак, дошкольное образование, статьи, автор, Ключ, игра | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]