Четверг, 14.12.2017, 18:14

Школа идей.Игра и Творчество

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Ключ Н. Дети: сами себе учителя. "Наш любимый малыш"№2-2006


Дети: сами себе учителя. Что же остается педагогам и родителям?

автор © Ключ Н.

          В Древней Греции  умение перемножать числа было прерогативой  высоко образованных людей. Ибо система обучения умножению (основанная на римских цифрах) была трудоемка и сложна для усвоения детьми и подростками. Новая технология   вычисления с помощью арабских чисел позволяет современным людям обучаться счету в дошкольном и младшем школьном возрасте.

             На обучение чтению в  «дореволюционной школе» отводилось 3 года. Ныне букварный период длится несколько месяцев.

Непрерывно создаются новые способы обучения. Новые педагогические техники, возникая, сокращают сроки освоения целых областей знаний. Одновременно сдвигается и возрастная граница обучения, т.е. все более молодые ученики могут освоить предмет,  и то, что считалось уделом одаренных, становится  технологической нормой.

Оказывается: 50% способностей человека к обучению развиваются в первые 4 года жизни. Еще 30% развиваются от 4 до 8 лет. В этот период закладываются те структуры, на которых    основывается дальнейшее обучение. Большинство здоровых детей  - в благоприятных условиях и в течение первых 4 лет своей жизни выучивают 2000 основных слов родного языка (как минимум). Все остальное, что человек узнает в своей дальнейшей жизни, будет строиться на этом фундаменте. В возрасте старше 10 лет ветви, которые не создали никаких соединений – отмирают. Важнее всего то, что ребенок учится на практическом опыте. Он учится ползать, ползая. Учится ходить во время ходьбы.  Он учится говорить, разговаривая. И каждый раз, когда он это делает, он либо создает новые соединения в мозге, если это новые для него ощущения, либо достраивает и расширяет соединительные пути, если он уже когда-нибудь испытывал подобное. Дети растут согласно определенным законам, поэтому важно научиться использовать эти законы.

Ныне существуют и становятся все более распространенными методики,  сдвигающие начало активного образовательного возраста к… 1,5-2 годам! (Методики Г. Домана, М. Монтессори, Н. А. Зайцева, система Никитиных и т.п.) Возможно ли представить себе «школу в памперсах»? Ведь в этом нежном возрасте малыш должен находиться в семье, рядом с матерью, в поле ее любви и заботы!   Возникает противоречие – малыш должен быть с мамой, чтобы нормально созревала эмоциональная и физиологическая сферы ребенка. И в то же время именно первые три года жизни – самые благодатные для его развития!  К.Г. Сухомлинский писал: «Чем младше возраст учеников, тем шире должно быть основание методики». Чтобы правильно обучать малыша, надо знать и понимать особенности методик раннего развития.   Раннее обучение предполагает хорошо  подготовленного специалиста-педагога и специальных методических пособий,  и рядовая мама вряд ли обладает подобным богатством.

Пока не создана широкомасштабная образовательная система, решающая это противоречие,  остается восхищаться теми родителями, которые все-таки решают образовательный вопрос в своей, отдельно взятой семье и всячески помогать родителям, которые осознали важность этой проблемы, хотят использовать эти методики и нуждаются в помощи,  поддержке и информации.

По нашему мнению, неплохо с решением этой задачи справляются группы «Ребенок-Родитель-Педагог», в которых мамы обучают (в игровом режиме) своих малышей  под руководством педагога–специалиста. Небольшое количество детей позволяет отслеживать продвижение каждого ребенка,  наличие мамы – создает психологический комфорт и поддержку (кроме того, мама сама учится понимать и развивать своего ребенка), а опыт педагога гарантирует  качественную развивающую среду.

Дети – лучшие учителя самих себя, а родители – их лучшие первые преподаватели. Окружающие ребенка предметы, люди, места, весь мир в целом – наши главные образовательные пособия, надо только помочь исследовать их в безопасной обстановке.

Родителям, стремящимся к раннему обучению своего малыша (стоило бы заменить термин «раннее» на «своевременное»), надо знать несколько очень важных моментов.

Младенец учится иначе, чем взрослый!

Время, которое малыш фиксирует внимание на изучаемом объекте очень невелико. Иногда  - несколько секунд! Его внимание перескакивает с одного вида деятельности на другой, с предмета на предмет. Родителям и наставнику приходится успевать за малышом, «подбрасывая» новые затеи. Насильственная фиксация на предмете обучения утомительна даже для ребенка школьного возраста («слушай меня!», «не отвлекайся!»), а для крохи просто губительна и вызывает стойкий протест против занятий.

Малыш учится «всем телом». Это значит, что изучая мир, он передвигается, хватает, пробует на вкус, нюхает, теребит и проверяет прочность. Поэтому у маленьких учеников не может быть «специальных» предметов, как в школе – сейчас математика, потом чтение, потом … Малышу требуется «комплексное» обучение – сейчас мы взяли в руки яблоко и ощупали (пока мама называла параметры формы, цвета, размера…), потом попробовали на зуб (мама напомнила, что предмет гладкий, сладкий и даже карточки с этими словами показала), потом рассыпали эти яблоки и покатали их (пока мама их считала и показывала цифру), потом мы эту цифру мелом на доске пытались рисовать, потом… пошли на кухню кастрюлями греметь. Потому, что целых 10 минут прошло! Целая жизнь! 

«Раннее» обучение – это  комплексные, но небольшие занятия, с привлечением всех органов чувств ребенка. По  несколько «подходов» в день.

Малыш не может «заставлять» себя учиться. У него пока не сформировано «произвольное»  внимание. И он прекрасно чувствует эмоциональное состояние взрослого, который с ним занимается. Поэтому, если вы не охвачены  энтузиазмом, если не получаете удовольствие от занятий – лучше дайте отдых себе и ребенку. Не давите на него. Старайтесь получать удовольствие от совместных открытий!

Бессмысленно требовать от крохи предъявления результатов обучения. Во-первых, если вы помните – в первые годы закладывается не столько база знаний, сколько база способностей эти знания получать. Во-вторых – маленькие дети сопротивляются «проверкам», и отказываются от дальнейших занятий. Лучше стимулировать их  проявлению своих умений и способностей. В третьих, перечисление букв алфавита это еще не чтение, называние чисел – не умение считать. Это не цели, а побочные эффекты. Основные эффекты вы получите позже, когда ваш подросший «вундеркинд» будет опознавать новые школьные темы как знакомые, тратя на них в несколько раз меньше времени и сил, чем его «неподготовленные» сверстники.

Кстати, о вундеркиндах.  «Все дети рождаются гениями, а мы тратим первые шесть лет их жизни на то, чтобы лишить их этой гениальности.»  Бакминстер Фуллер. Горькие слова. Но не менее горько, когда родители «вытягивают за уши» малыша в вундеркинды, пытаясь реализовать свои личные амбиции, а потом испытывают неземное разочарование, сталкиваясь с реальностью – ребенок как ребенок…  А мы стольким пожертвовали… Столько вложили… Методики «раннего» развития – это просто  счастливая возможность пробудить в ребенке то, что в нем уже есть. Не дать этому угаснуть. Заложить основу, фундамент будущего. Его будущего, а не нашего, неслучившегося!

Исследования психологов говорят о том, что большинство детей, начиная с самого раннего возраста, получают как минимум шесть негативных отзывов на один позитивный… «Нельзя», «Не так!», «Ты плохо сделал», «Вечно ты…» и т.п. – все эти реакции убивают желание исследовать, экспериментировать и творить. Набор готовых ответов без вопросов и критика неудачных попыток – основа для формирования у ребенка так называемого «синдрома выученной беспомощности»,  который выражается в пассивной жизненной позиции, отказа от ответственности за свои поступки и свою жизнь, лени и бездеятельности, пессимизме. («А чего напрягаться? Все равно ничего не изменится… будет только хуже…»). Нашим детям нужна наша позитивная поддержка. Нет ошибок, есть процесс обучения. Любое продвижение – удача. Нет смысла сравнивать неудачи малыша с успехами других детей. Поддерживайте своего ребенка и радуйтесь вместе с ним!

Учитесь сами. Нет ничего более стимулирующего для развития ребенка, чем активные и любознательные родители! И не важно, какую область знаний вы осваиваете. Ребенок «снимает» с вас ваши способы познания мира,  ваше отношение к жизни, вашу целеустремленность и ваше наслаждение собственными победами.

Итак, применяя методики раннего развития, помните:

1. Малыш учится, быстро перескакивая с объекта на объект.

2. Ребенок учится «всем телом».

3. Нет смысла заставлять кроху. Играйте с ним, заинтересовывайте его.

4. Не требуйте предъявить результаты. Организуйте ситуацию, когда ему самому захочется показать себя.

5. Не ждите от ребенка осуществления своих несбывшихся мечтаний. Помогите ему разбудить свои собственные возможности!

6. Поддерживайте своего малыша, радуйтесь вместе с ним!

7. Учитесь сами!

Опубликовано "Наш любимый малыш" Fri 02 Jun 2006 

http://www.limpopo.in.ua/modules/articles/article.php?id=225

 

 

 


 

Категория: Мои статьи | Добавил: Natalik (29.12.2010)
Просмотров: 291 | Теги: родитель, методики, раннее развитие, Ключ Н., ребенок, Ключ, автор, статьи, игра, педагог | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]