Воскресенье, 25.06.2017, 01:15

Школа идей.Игра и Творчество

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Ключ Наталия. Дошкольники и вопросы о порядке. Элементы тайм-менеджмента

        Дошкольники и вопросы о порядке. Элементы тайм-менеджмента.

     Тема организации времени, тайм-менеджмента, интересна многим. Приходится читать, пробовать, менять, шить и кроить, и снова разыскивать в сетях чужой опыт и находки. Что-то, в конечном счете, становится «своим». А по пути появляется интересная возможность обсуждать темы, связанные с организацией времени, с малышами.

     Один из бесспорных поглотителей времени – беспорядок. Приучать к порядку детей – достойная воспитательная задача. И хотелось бы, чтобы ребенок подходил к вопросу уборки вещей все более осознанно. А это значит, что ему нужно понимать, по какому принципу этот порядок устроен, чтобы принять решение, где и почему располагать ту или иную вещь. Можно ли превратить тему порядка в исследовательскую тему для дошкольника?

     Для малыша порядок – это когда вещи лежат на своих местах. Давайте поиграем в вопросы!

     Как определить, где они, эти места? А если мы купили новый шкаф – «старым» вещам в нем не место? А куда класть «новые», ведь у них нет своего места?  А если мы переедем в другое место – дача, новая квартира, место отдыха – должны ли мы возить свои вещи «на их место» или найдем им новое, там, где сейчас живем? А как его найти, это новое «свое место»?...

     Это бывает очень здорово – новым взглядом увидеть привычное, задуматься и обратить внимание на те родительские решения, которыми пользовался, не задумываясь. Понаблюдать за круговоротом некоторых вещей в обиходе и самостоятельно сделать вывод: порядок – это всегда следствие той деятельности, которая в «данной местности» осуществляется.

     Что  мы делаем на кухне, в гостиной, в мастерской, в кладовке? Какие для этих дел требуются вещи-помощники, инструменты и материалы? Сколько их и где они лежат? Что используется часто, а что – редко? Насколько удобно ими пользоваться, когда ты ими работаешь?

     Тут и выясняется, что часто используемые вещи лучше класть поближе к себе, а те, что нужны редко – положим подальше. И тогда не придется тянуться к опасно высоким полкам или открывать коробку за коробкой в поисках необходимого или каждый раз заползать под кровать!

     Вот сезонные вещи кочуют с антресолей на вешалки, а с них – обратно, да еще в коробках и пакетах. Дошкольники любят сортировать и паковать предметы. Но если они видят и понимают, почему именно сейчас и именно туда – они подключаются к управлению процессом.

     А что делать, если в одном и том же месте осуществляются сразу несколько видов деятельности?  Не только в маленьких квартирах есть многофункциональные зоны. В одном месте мы и спим, и работаем, в другом и готовим, и мастерим, в третьем – заботимся о своей гигиене и чистоте вещей, или ухаживаем за животными.

     У ребенка тоже может быть такое место. Например, и для учебы, и для развлечения, и для рукоделия. Тогда разные дела должны стать друг другу добрыми соседями! Как они делят между собой полки, метры, высоты? Можем ли мы сделать их соседство еще удобнее? Отвести каждому делу свой ящик, пометить коробки разным цветом или надписями, добавить разделители, нефункциональную стенку шкафа дополнить крючками или прищепками? Может ли ребенок сделать сам что-то из придуманного? Получается целый домашний проект: найти проблему -  решить ее, как задачу - реализовать решение. А потом пользоваться сделанным каждый день и гордиться!

     Давайте превратимся в Шерлоков Холмсов и отыщем,  где комнате расположены не очень удобные места. Можно ли часть редко используемых игрушек и вещей сложить в ящик и туда убрать – повыше, подальше? Тогда для чего-то нужного высвободится место. Это серьезная интеллектуальная работа: спрогнозировать вероятность использования предметов, рассортировать их, потом какое-то время тестировать принятое решение – и вернуть все обратно (было лучше!) или поддержать новый порядок (стало удобнее!).

    Есть еще одна интересная тема для наблюдения: бывают дела, которые кочуют с места на место. И тогда приходится бегать туда, где лежит  все необходимое для такого дела, а потом возвращать все на место. Например, мы выписываем журналы и потом читаем их частями – то на диване, то на кухне, то еще где-то… Бабушкино вязание кочует из спальни к дивану у телевизора… Мама каждый раз посылает кого-то за влажными салфетками – в доме  активничает бодрый ползунок… Старшая сестра осваивает йогу и все время раскладывает коврик и ленточный тренажер на пути у кочевых племен… Папа пристраивается писать статью, роняя страницы с табуретки,  везде, где образовался тихий уголок… Да, вот школьники носят тетради и учебники из дома в школу и обратно!..

     Если каждый раз носить вещи туда-обратно неудобно, они постепенно расползаются по дому в беспорядке. Как организовать такое дело? На помощь придут "контекстные хранилки" - передвижные или переносные способы хранения вещей, необходимых для такого "кочующего" дела.

     И вот после мозгового штурма могут появиться поднос-столик для папы,  переносные корзинки для журналов, вязания или спортивных мелочей (заодно решим проблему подарков на 8 марта… шучу), а вот влажные салфетки и памперсы, наоборот, множатся, разбегаясь, на всякий случай, сразу во все комнаты, чтобы всегда быть под рукой. Потому что мы вместе исследовали вопрос, как детективы, вместе придумывали решения, как сделать еще лучше, и осуществили их! Кстати, ползунок станет бегунком, и «памперсы везде» создадут помехи новому порядку – а мы уже знаем, как с этим справляться.

     Подробнее о "контекстных хранилках", о порядке (и других, не менее важных вопросах тайм-менеджмента для детей) можно прочесть в книге М.А. Лукашенко "Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей".

     Каждый раз, когда удается обсудить с детьми эти вопросы и осуществить что-то практически, мы не просто организуем в доме порядок, который ребенку будет легче поддерживать, потому что ему понятна его логика и смысл. Мы еще даем ребенку возможность спокойно и осознанно создавать новые порядки под новые виды деятельности, которые когда-то появятся в его жизни, осваивать новые пространства, в которых ему когда-нибудь предстоит жить и действовать, а так же договариваться об организации пространства с другими людьми, если им придется жить или действовать совместно. А это будет значить, что мы обучили их тому, чего еще нет, но когда-нибудь появится.

     Нашим детям, понимающим, что главное в порядке – не столько вещь, сколько тот поток деятельности, в который она включена, будет понятно, какие препятствия на его пути лучше расчистить, а какие  тихие заводи для него создать. И тогда им не придется разбивать о быт любовные лодки. У них будет способ переосмысливать свое окружение и способ совершенствовать его. А начать можно с простых детских вопросов: почему эта вещь лежит здесь, для какого дела она нужна, можем ли мы положить ее еще удобнее, и как именно это сделать?

Категория: Мои статьи | Добавил: Natalik (14.10.2015) | Автор: Ключ Наталия Валериевна
Просмотров: 126 | Теги: Вопросы, порядок, тайм-мнеджмент, дошкольники, исследование, обучение | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]