Четверг, 25.05.2017, 21:04

Школа идей.Игра и Творчество

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Наталия Ключ. Часть вторая: Тропинки по картинке или Иван Царевич и приемы устранения противоречий

Тропинки по картинке или Иван Царевич и приемы устранения противоречий.

автор © Натаия Ключ

В этой статье – две части.

Первая часть – описание личного впечатления от работы по методике Ингриды Мурашковской «Картинки без запинки». И неожиданном результате, который эта работа вызвала.  Первая часть здесь.

Вторая часть – описание задачи, которую удалось сформулировать в результате этой работы (см. 1 часть) и варианты решения, которые были найдены с помощью таблицы приемов устранения технических противоречий.

Вторая часть. Иван Царевич и таблица устранения технических противоречий.

    Представляю ситуацию -  редактор и иллюстратор сидят за чашкой кофе, формулируют ТЗ: иллюстрация должна создавать глубокое мистическое ощущение волшебной сказки у зрителя. Но подлинность, традиции и основы – кредо книжной серии, поэтому реализовать эту тему нужно реалистично, так, чтобы зритель чувствовал себя непосредственным  участником (или хотя бы свидетелем) происходящих событий, был сопричастен разворачивающимся ситуациям.

    - Взять Васнецова! - машет бутербродом редактор - Ель, так уж ель, в три обхвата и мхом поросла!  У царевны каждая жемчужинка сосчитана, и волк мокрой псиной пахнет!

    Иллюстратор лихорадочно отпивает кофе, редактор направляет на него указующий перст.

    – Но! Прочтение должно быть новое, в духе времени, сейчас зритель в других реалиях живет, и хотелось бы их как-то отобразить... И побольше волшебства, мистики, чтобы дух захватывало!

Иллюстратор прикрывает рукой глаза, чтобы спрятать нервный тик…

    Я  не художник и не иллюстратор.  Упрощу себе ситуацию: прототип – картина В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке».  Требуется предложить ходы для создания современной картины к сказке. Допустим, на выставку картин по теме русских народных сказок. (Наша пусть будет та же самая, про Ивана Царевича.) Требуется реалистичность в деталях, близкая к документальности. (Герои похожи на живых и никаких фантастических существ на полотне). Но если сюжет будет нарисован реалистично – то картина не вызовет у зрителя ощущения присутствия чего-то сказочного, волшебного, мистического. Не будет нужных эмоций и чувств:  волнения, детского ощущения волшебства, присутствия таинственного…

    Кстати, некоторые моменты сказки, будучи изображены реалистично, могут вызвать неприятие и отвращение. Например, сцены гибели некоторых героев. Так что, выбрать момент сюжета для картины – это отдельная задача: ведь он должен быть нейтральным, чтобы не превращать сказку в детектив или боевик, и в то же время драматичным, чтобы вызвать живой и сильный эмоциональный отклик у зрителя.

    Как человек, не подкованный в области искусства, буду прямо  решать эту задачу с помощью таблицы приемов устранения технических противоречий.  

    «Если нарисовать персонажей и пейзаж реалистично,  то зритель не получит впечатлений и эмоций, связанных с волшебством и сказочностью сюжета. Впечатлений и сказки добавит изображение чего-то несуществующего в реальности – но тогда реалистичность изображения пострадает.  Есть реализм – страдает впечатление сказки. Добавим волшебных впечатлений – пропадет реализм.»

    Технический параметр, который мы пытаемся улучшить  -  реалистичность изображения. В качестве его аналога в таблице я выбрала строку № 29, «Точность изготовления».

    Теперь нужно выбрать столбец «необратимо ухудшается». Непросто подобрать технический параметр, который стал бы аналогом «Впечатления волшебства и сказки». Помню, как на семинаре мы пытались представить себе, что такое клиент, переходящий «в другие фазовые состояния». Может, его подпоили? Или прекратили общаться вживую, оставили только электронную переписку? Или считаем за твердое и газообразное состояние его холодность и  страсть? Эх, жаль, нет картотеки  на эту тему!..

    За неимением гербовой развлечемся от души: почему бы не взять в качестве непоправимо ухудшающегося параметра столбец № 11 «Напряжение, давление»? Может, зрителя раздражает натурализм изображения, впечатления давят. Несколько натянутая метафора, но смысл есть.  

    Может ли стать аналогом «Потери впечатления сказки» столбец № 31 «Вредные факторы, генерируемые самим объектом»? Дескать, я хорошую картину нарисовал, все как настоящее – и чего там, у зрителя в голове, против моей картины завелось – не знаю, не знаю, может, он сказки не любит, или аллергия у него на волчью шерсть…

    Ближе всего по смыслу, как мне кажется, столбец № 22 – «Потери энергии». Так и вижу – подошел к моей картине восторженный зритель, молча постоял у полотна, и вот он уже скучнеет, сдувается, и тихий, опустошенный, потерянный, направляется к выходу…  Возвращаемся к таблице.

Пересечение 29/11 – приемы 3, 35

Пересечение 29/31 – приемы 4, 17, 34, 26

Пересечение 29/22 – приемы 13, 22, 2

    (В этом месте я, по закону жанра, должна предложить читателям, добравшимся до этого абзаца, попробовать свои силы в решении задачи с помощью списка приемов. Предлагаю! Пробуйте!)

    Описания приемов можно прочесть здесь. Расположу выбранные приемы по возрастанию нумерации.

Прием № 2 Принцип «Вынесения».

Вынести все картины из зала, оставить одну, нашу. Концентрат впечатлений от созерцания.

Спроецировать направленный свет на значимые детали (или встроить источники света в картину)  - светящиеся глаза у волка, сияющие белки глаз у людей. Зеленоватое сечение гнилушек в лесу. Призрачное полярное сияние между деревьев.

Создаем композицию (гербарий в детстве все пробовали делать?): клок волчьей шерсти, еловая ветка, обломок сережки, принадлежащей царевне, оторванный (ветвями или преследователями) от кафтана с плеча царевича кусок парчи. А фон  - покрытая  патиной и волшебными символами, словно вырванная из старинной рукописи колдуна, страница. (Так и вижу: он шел по пятам и собирал эти артефакты для колдовского зелья… Простите, увлеклась.)

Прием № 3, Принцип местного качества.

Картина самого Виктора Васнецова – пример такой работы с деталями. Волк – зверь, а глаз у него – человеческий. Вода в озере – мрачная, зато лилия сияющая. Теперь выходим за пределы картины.

Возможно, реалистичное изображение  стоит оформить в фантасмагорическую раму со сказочными образами. Или расположить картину на стене с таинственными, проступающими то тут, то там монохромными символами или письменами.

В рамках выставки возможно и такое решение: располагаем три-четыре «подготовительных» изображения прежде нашей, реалистичной картины. Самые сюрреалистичные образы на первом, каждое последующее – все более конкретно и реально. Так зритель постепенно «войдет» в ирреальную реальность и получит соответствующие впечатления.

Прием № 4 Принцип ассимметрии.

У героев Васнецова костюмы как в театральной постановке. Усилим театральность и ассиметричность – сделаем левую и правую половины костюмов разными (день и ночь, зло и добро), декоративный грим на половину лица, как в венецианской маске. 

Деревья могут быть наполовину летними, наполовину зимними (волшебство) или зелено-сухими. Половины персонажей могут быть скрыты вьющимися растениями, облаками и испарениями.

Если в пейзаже изобразить ледяные поверхности, добавить отражения в воде, то можно сделать отражение непохожим на героя – символизирующими их прошлое или будущее, например. Или дать дополнительное отражение тех, кого на картине нет:  разгневанного отца за спиной царевны,  т.п.

Прием № 13 Принцип «Наоборот».

Мрачные тени героев, скользящие по залитой белым солнцем пустыне в черных цветах…

Перевернутое вверх ногами изображение – волк устойчиво скачет по кучевой  поверхности облаков…

Или так: рядом с картиной в стиле Васнецова расположим картину, написанную с другой точки зрения. С точки зрения тех, кто видит героев сверху, или нагоняет их сзади. Оттуда станет видно, как все четыре  лапы волка неестественно парят над водой, что за странные существа прячутся за мшистым стволом огромных елей, чье чешуйчатое слизистое тело затаилось в темной воде.

Герои картины – не сами герои, а следы их пребывания. Или настоящие пустоты на холсте.

Вместо картины – рама и видеокамера. Камере позируют сами зрители, пытаясь вжиться в ситуацию героев.

Прием № 17 Принцип перехода в другое измерение.

Герои рельефно выступают из картины, пейзажи – продолжаются за пределами рамы.

По выставочному залу бродят (или располагаются неподвижно) сказочные персонажи, которых из-за их фантастичности нельзя изобразить на картине.

Само полотно с картиной может быть нарушено чем-то, что «проникло» из другой реальности – следы когтей волка на полотне, ветка с золотыми яблоками, проросшая сквозь картину… кстати, хватило бы и огрызка золотого яблока поблизости…

На стене – огромное зеркало в раме, отражающее пол. Пол и есть картина. Задача посетителей выставки – найти на ней свое место, стать частью сюжета.

Прием № 22 Принцип «Обратить вред в пользу»

Иллюстрируем сказку вообще только документальными фотографиями! Но для этого берем фотографии экзотических зверей или насекомых в экзотических местах (каньоны-льды-странные цветущие растения) и в позах, соответствующих сюжету. Например, сияющая  медуза в глубинах как метафора  Жар-птицы, битва богомолов – драка братьев царевича за богатство и т.п. В нашем случае  - надо уточнять у энтомологов - на серой мохнатой гусенице может сидеть какая-нибудь бабочка-наездник с радужными крыльями в героическом ракурсе…

Или еще таинственнее: ассоциативное иллюстрирование сказки фотографиями телескопа Хаббл, в которых можно угадать намеки на сюжет: скажем, фото галактики «Конская голова»  в сюжете, где волк сожрал коня. Знаменитая туманность в форме глаза – недреманное око преследователей. Звездные протуберанцы гнева или тревоги главных героев.

Мы не можем управлять впечатлением зрителя – пусть сам его себе создаст! Дадим ему краски, кисти и полотно, пусть присоединится к рисующим художникам. Поставим «измеритель эмоций» - пусть сам попробует добиться максимума и получит приз как самый впечатлительный зритель. Дадим ему возможность пройти квест сказочного героя. После форсирования еловой чащи и мрачных озер наша картина станет как родная.

Прием № 26 Принцип копирования.

Движения героев показаны «наложением кадров» - многорукие царевны, многолапые волки – появится драматическая динамичность.

На картину с помощью световой аппаратуры проецируются странные свечения вокруг героев, необычные тени за ними или в лесу. Тени, кстати, могут медленно или изредка двигаться, поддерживая пугающее впечатление.

Копируем зрителя: встав определенным образом, можно стать реальным участником картины – в полотне есть отражающие поверхности, или экраны, в которых можно увидеть себя самого, участвующего в сюжете. (Похожие решения уже предлагались).

Экскурсия «пойми художника» - здесь опять зрителю в руки даются краски (впрочем, цветных карандашей и бумаги будет достаточно). Задача зрителя – копировать картину под руководством специалиста, стараясь по ходу дела найти ответы  на вопросы – почему художник изобразил именно этого персонажа? Именно здесь? Почему такая поза, такое выражение лица? Удивление, новые впечатления и сопричастность труду художника обеспечены…  

Прием № 34 Принцип отброса и регенерации частей.

С картины осыпаются лепестки цветов и еловые иглы… Их используют тут же, для выкладывания сказочных орнаментов вокруг картины. 

Картина постепенно частично нарезается на кусочки – кусочки складываются в новые образы уже за пределами холста.

Выполнившая свое предназначение часть  должна быть отброшена? Предположим, картина стоит на мольберте, как только что законченная – палитра, кисти, краски…  Мольберт прорастает зеленым побегом, некоторые кисти отрастили беличий хвост, а по краскам прошелся некто, и остались следы… На картине при этом могут быть вполне реалистичные белки, деревья того же сорта или волк с испачканной в краске лапой.

Прием № 36, Изменение агрегатного состояния  объекта.

Картина экспонируется в клубах подсвеченного дыма (искусственный лед- лучший друг всех волшебников в нашей трудной реальности).

На полотне могут быть реалистичные фигуры героев, но начинающие испаряться или таять…

Фантастический эффект может дать замерзшее озеро или падающий снег (среди летнего пейзажа) или  символические формы облаков (облачная Жар-птица даст впечатление сказки, и при этом будет вполне реальна.)

Во время демонстрации картины в воздух впрыскивается  аэрозоль с ароматом, соответствующим сюжету или возбуждающим эффектом. Эмоции обеспечиваются медикаментозно.

Картина создана подкрашенными несмешивающимися жидкостями символичных цветов – голубой, золотой, зеленый, и подкрашенная в тон шерсти серого волка ферромагнитная жидкость. Жидкости реалистично перетекают, символизируя мистические глубинные движения смыслов, и формируя гипнотический транс у зрителя, а ферромагнитная жидкость время от времени  зловеще прорастает «волчьей шерстью».

Картина ледяная – создана наслоениями льда или пузырьками в нем. Реально тает на глазах изумленного зрителя, создавая новые эффекты – динамичное взаимодействие меняющейся формы, текущих и падающих капель, подсветки.

   Итоги: беглый анализ предложенных решений показывает, что основная масса вариантов разрешает противоречие выходом в надсистему. Что кажется логичным: с подсистемами качественно поработал Васнецов (композиция, цветовые решения, ритм, детали и их значение), а время внутри картины воображаемое. Поэтому создавать впечатление сказки у зрителя заранее или после осмотра картины тоже придется в надсистеме – например, изменяя выставочный зал (даже еще раньше, гардероб), или предлагая впечатляющие выступления экскурсоводов.

    Надеюсь, мои изыскания вдохновят кого-нибудь на собственный квест и собственные инсайты. Спасибо всем, кто вдохновлял  меня, и всем, кто пытался искать решения вместе со мной!

Первая часть статьи здесь:

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Natalik (07.03.2015)
Просмотров: 157 | Теги: задача, приемы, генерация идей, таблица устранения противоречий, ТРИЗ | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]