Можно ли научить творчеству
автор © Ключ Н.
Если ты можешь это вообразить - значит, ты можешь это
осуществить.
Уолт Дисней
К нам поступает множество запросов от родителей и педагогов
на тему: есть ли развивающие методики для детей школьного возраста? "Мы
всегда старались быть в курсе новостей по раннему развитию, очень много
занимались со своим малышом по авторским методикам. И вот он идет в школу и...
все? Расскажите о методиках, по которым можно заниматься со школьником!"
Конечно, такие методики есть. Теория Решения
Изобретательских Задач (ТРИЗ) - на сегодняшний момент наиболее разработанная
система обучения творчеству. Ее автор - Генрих Саулович Альтшуллер.
ТРИЗ-педагогика исходит из того, что техникам и приемам творчества можно
обучить как взрослого, так и ребенка. Владеющий ТРИЗ человек способен
преодолевать заданные противоречия, прогнозировать и предотвращать
затруднительные (аварийные) ситуации, генерировать плодотворные фантастические
идеи, причем не беспорядочно (обрывками, клочками), а системно разворачивая их
в цельную картину. Здесь я хочу отметить, что граница между изобретением и
фантастической идеей - довольно зыбкая. То, что кажется сейчас противоречащим
научному знанию и здравому смыслу, в самом недалеком будущем может быть
реализовано!
Любой курс обучения дошкольников должен решать такие
задачи, как создание учебной мотивации, формирование общеучебных умений и
навыков, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со
сверстниками и взрослыми и т.д. А вот какие специфические задачи ставят перед
собой педагоги, занятые развитием творческого воображения (РТВ) ребенка:
- учить
называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
- видеть
позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях;
- формулировать
противоречия;
- комбинировать
части в целое, в том числе части различных объектов;
- строить
модели объектов, ситуаций; создавать объекты, ситуации по заданным
моделям;
- проводить
аналогии между разными предметами;
- находить
сходное у разных предметов;
- переносить
свойства одних предметов на другие;
- учить
представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов
и т.п.
Разумеется, для дошкольников перечисленные задачи ставятся
только в отношении простых предметов, действий, высказываний.
Храбрый Портняжка
Храброму Портняжке из одноименной сказки пришлось
состязаться в силе со злым Великаном. Проигравшему грозит съедение. Кто сильнее
сожмет камень? Великан так сильно сжал камень, что тот превратился в пыль. Что
предпримет Портняжка в качестве ответного хода?
Пчелы в самолете
В самолете, в багажном отделении, стоят ульи. Это группа
ученых перевозит из одной африканской страны диких и очень кусачих, хоть и
медоносных пчел для дальнейшего изучения и скрещивания с привычными для нас
видами. Уже в полете обнаруживается, что летки ульев от вибрации открылись, и
рой раздраженных тряской и гудением двигателей пчел сейчас заполнит салон. Со
всеми вытекающими из этого тяжелыми последствиями для пассажиров. Что делать?
Когда мы решаем подобные задачи с детьми, не важно,
известен ли ответ мировому сообществу. Важно, что он неизвестен лично решателю.
И ему в процессе решения приходится делать свое личное изобретение.
Изобретение - продукт творческой деятельности, новое
оригинальное разрешение имеющегося затруднения, противоречия, проблемы.
Изобретения совершаются во всех сферах человеческой деятельности, хотя в
обыденном сознании и в управленческой практике их обычно связывают с
технической сферой. А в области науки основные продукты творческой деятельности
принято называть открытиями.
Способность творить - одно из фундаментальных свойств
человеческой личности, без творчества можно считать личность не состоявшейся.
Творчество бывает созерцательным и созидательным, преодолевающим противоречия,
затруднения и являющим новый замысел, оно бывает продуктивным и
самодостаточным. И все чаще умение создавать новое предстает перед нами как
жизненно важное (в том числе и профессиональное) умение.
Мелькают объявления о найме на работу: "Требуется
творческий директор... креативный менеджер... специалист по креативу...
продуктивный консультант по рекламе и PR..." Опять же, предпринимательство
- ведь это деятельность по созданию новых видов человеческой деятельности, а
значит, творчество - основа и этой профессии. Похоже, обучение творчеству как
процессу создания новых норм, образцов, эталонов человеческой деятельности и
культуры становится востребованным учебным курсом.
Возьмем, к примеру, умение находить позитивные и негативные
свойства предметов, явлений в разных ситуациях. Вот как может выглядеть игра
"Хорошо-плохо" на занятии с пятилетками.
Игра "Хорошо-плохо"
- Знакомство с
позитивными и негативными сторонами предметов, явлений. На рисунках -
объекты в разных ситуациях: костер в комнате и костер под котелком;
кисточка, рисующая в альбоме, и кисточка, пачкающая одежду; мороженое в
школьном портфеле и мороженое в стаканчике. Воспитатель просит раскрасить
те картинки, на которых объект играет положительную роль.
- Поиск позитивных и
негативных сторон предметов, явлений.
Взрослый: "Сегодня к нам в гости пришел Зайчонок. Он готовится к
зиме и решил поговорить с вами про нее".
Взрослый помогает детям рассказать Зайчонку, какие природные явления
бывают только зимой.
В: Зайчонок спрашивает: зима - это хорошо или плохо? Давайте с ним
поиграем в игру "Хорошо-плохо"!
В.: Холод - это плохо. Почему? (Д.: мерзнут люди, звери и растения,
много одежды нужно, нет цветов, нельзя купаться).
В.: Но холод - это хорошо! Почему? (Снег и лед не тают, интересные
сосульки образуются, холодильник для мороженого не нужен).
В.: Лед - это плохо. Почему? (Скользко ходить, машинам скользко
ездить).
В.: Но лед - это хорошо! Почему? (Можно на коньках кататься, через речку
без моста переходить).
В.: Снег - это плохо. Почему? (Надо дорожки чистить, от него одежда
мокрая, в глаза летит и пр.)
В.: Но снег - это очень хорошо. Почему? (Красиво, земля и растения от
холода укрыты, можно лепить снеговиков...)
Дети с помощью взрослого делают вывод, что в любой ситуации есть хорошие и
плохие стороны.
- Поиск позитивного в
негативных ситуациях.
Воспитатель напоминает о правилах поведения в лесу, ведь мы там гости и
можем нечаянно повредить его обитателям. Беседа проводится по схеме:
- Что плохо делать в лесу? (Дети называют "плохое"
поведение.)
- А где это... ("плохое" поведение) может быть хорошим,
подходящим? (Дети называют альтернативную ситуацию, где такое поведение
было бы уместным.)
Например:
Д.: Плохо громко кричать, испугаешь зверей. Громко кричать хорошо, если
спасаешься, видишь пожар или поешь песню вместе с друзьями.
Д.: Плохо поджигать траву или деревья, будет пожар. Жечь костер хорошо,
когда выбрал место и следишь за огнем.
Плохо рвать цветы. Хорошо делать это у себя на огороде.
Дети с помощью взрослого делают вывод, что любая "плохая"
ситуация может быть хороша для чего-то другого.
- Выявление негатива в
положительном.
В: Мы с вами сыграли в шумовой оркестр, а в качестве инструментов
использовали окружающие предметы. Очень хорошо уметь играть на любых
вещах! Захотелось музыки - взял и сыграл! А что может быть в этом плохого?
Д.: Если громко шумишь - можно помешать другим, сильно стукнешь по вазе
- может разбиться, если возьмешь для игры чужую вещь - ее хозяин огорчится
и пр.
В.: Молодцы! Вы, оказывается, не только умеете играть, как музыканты,
вы еще и очень предусмотрительные.
Чем старше дети, тем больше сторон у более сложных явлений они могут
найти.
Мир наших детей не будет похож на наш мир. Будущее во
многом зависит от их способности понимать, воспринимать и строить новые
концепции, создавать возможность выбора там, где, кажется, его не может быть, а
также учиться и адаптироваться к изменяющимся условиям всей своей жизни.
Если вы обратили внимание на задачи в начале статьи, то
вам, возможно, будет интересно познакомиться с решениями, которые предлагают
малыши.
Храбрый Портняжка
Великан добыл из камня пыль. Портняжка же сообразил задать
великану невозможный критерий: выжать из камня воду. В сказке он добыл воду из
комка творога, похожего на камень.
Дети предложили Портняжке еще множество способов спасти
себя, сжимая в руке: мокрую тряпку; губку; яйцо; корнеплод; фрукт, похожий на
камень (слива, черный виноград); засунуть в рукав стакан с водой (как у
фокусника) - при наклоне вода польется по руке и камню, как будто выливаясь из
него; льдинку, комок снега; комок мокрой земли; пирожок с начинкой.
Попробуйте предложить решения и вы, сделав следующий шаг -
выжмите из камня что-нибудь газообразное!
Пчелы в самолете
В задаче про пчел дети начинают тщательный поиск ресурсов:
что есть вокруг нас, пассажиров самолета? Что есть у пчелы?
После сбора необходимой информации юные решатели выдают
варианты. Забаррикадировать салон чемоданами и другим багажом. Завернуть
пассажиров в парашюты, пчелы не прокусят. Всем пассажирам катапультироваться
или спрыгнуть с парашютом. Вывести пассажиров на крыло, пока стюардессы поймают
пчел. Резко снизиться, рой пчел останется на месте и стукнется об потолок,
бесчувственных пчел можно собрать руками или веником. Приманить их в другой
конец самолета едой, духами, лекарствами из аптечки. Развесить липкий скотч у
входа в салон. Сдуть воздухом из вентиляторов. Обрызгать их водой, пчелы в
дождь не летают. Выключить свет в салоне, ночью пчелы тоже спят, а включить возле
ульев.
Теперь предложения надо проанализировать. После обсуждения
сходятся на том, что самыми гуманными и экономичными являются два последних
способа, но сбрасывать со счетов остальные не стоит - мало ли когда они могут
пригодиться?
Задача курса ТРИЗ-РТВ заключается в обучении тому, как
учиться, в обучении тому, как думать, в изучении новых методов, которые вы
можете использовать для решения разнообразных жизненных задач в любом возрасте.
В нашей студии курс ТРИЗ-РТВ начинают осваивать с 6 лет. Родители
с удовольствием присутствуют на занятиях, а на следующий год потребовали ввести
его в программу лектория для взрослых. Для нас это - показатель важности и
нужности нашей работы! Наталия Ключ
педагог-методист студии "Планета Фантазеров" НОУ УМЦ "Учимся,
играя"
Статья опубликована в июльском номере журнала
12.7.2004
Все статьи автора: Ключ Наталия http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=3416
|