Нашла в архиве задачу, которую задала на своем семинаре Валентина Ивановна Бояркина, и варианты ее решений.
Какие еще решения можно предложить?
По рассказу Белова В.И. «Скворцы»
Начало рассказа: «В субботу мать вымыла пол и застелила его чистыми половиками. А ещё она взяла мелкого песочку, положила его на мокрую тряпку и долго тёрла медный самовар, потом переставила кровать вместе с Павлуней на новое место, поближе к окну...
Некоторые странные люди считают, что бумажные салфетки – вещь обыденная и малоинтересная. Ха!
Вот на прошлой неделе нам пришлось побывать в роли Директора детского кафе.
В кафе часто приходят посетители с маленькими детьми. Пока родители ждут заказ – малыши скучают. Они могли бы играть с игрушками, но игрушки – это дополнительные хлопоты по хранению, очистке и т.п.
Вот было бы здорово, чтобы дети могли поиграть с тем, что находится прямо на столе! Например, с салфетками.
Задача: салфетка должна быть салфеткой, чтобы ее можно было держать на столе и вытирать ею рот и руки, и выбрасывать.
И она должна быть игрой или игрушкой, чтобы дети поиграли, пока им готовят заказ.
Вот на прошлой неделе мы были сотрудниками Фабрики необычных музыкальных инструментов. На ней делают инструменты для сказочных существ. Однажды к нам пришла Снежная Королева, чтобы заказать себе балалайку.
Но есть проблема.
Чтобы играть красивую музыку, инструмент настраивают при комнатной температуре. Но для ледяного существа это слишком высокая температура – как только она возьмет в руки инструмент – начнет таять.
Значит, для игры Снежной Королеве нужна очень холодная балалайка. Но на холоде струны потеряют строй, и музыка получится фальшивая.
В начале учебного года в ТРИЗ-группу приходят новички, и нам придется столкнуться с несколькими барьерами. Когда мы через них прорвемся, начнется продвижение по содержанию, а не только по форме. Все, кто уже какое-то время ведет ТРИЗовские занятия с детьми, наверняка имеют свой список таких барьеров. А тем, кто только начал эту работу, наверное, было бы интересно с некоторыми из них познакомиться, чтобы знать «в лицо» и видеть, откуда они произросли и куда направить свое внимание, чтобы помочь и себе, и ребенку через них пройти.
Один из бесспорных поглотителей времени – беспорядок. Приучать к порядку детей – достойная воспитательная задача. И хотелось бы, чтобы ребенок подходил к вопросу уборки вещей все более осознанно. А это значит, что ему нужно понимать, по какому принципу этот порядок устроен, чтобы принять решение, где и почему располагать ту или иную вещь. Можно ли превратить тему порядка в исследовательскую тему для дошкольника?
Как вырастить ребенка творческим, мыслящим человеком? Игры по развитию воображения и открытые вопросы (те, у которых нет единственного правильного ответа), отлично помогают в этом благородном деле. А в качестве подручного материала для таких игр можно использовать все, что окружает нас в быту!
Использование приёма ТРИЗ «Идеальный конечный результат» (ИКР) с детьми 9-10 лет
Творческие задачи не имеют заранее заданного правильного решения. Как их решать? Куда двигаться? На какое из множества направлений ориентироваться? Как оценить, какая из полученных идей – лучшая?
Именно поэтому - для формирования изобретательского мышления - мы используем ИКР в работе с детьми. Ниже приведен конспект занятия по ИКР, которое разработано Н.В. Ключ для детей 9-10 лет, занимающихся по программе «Начинаем изобретать». Занятие длится 1 час 30 минут.
В этой статье продолжение работы с приемами устранения технических противоречий. (По ссылке можно увидеть приемы, их описание, примеры реальных изобретений, с номерами патентов, в которых данный прием применяется.)
Здесь можно прочитать первую часть статьи, в которой я «провела» через приемы №№ 1-20 такой простой предмет, как свеча.