Использование приёма ТРИЗ «Идеальный конечный результат» (ИКР) с детьми 9-10 лет
Ключ Наталия
Статья опубликована в электронном журнале «Юные изобретатели Москвы», выпуск №2, декабрь 2014г.
Творческие задачи не имеют заранее заданного правильного решения. Как их решать? Куда двигаться? На какое из множества направлений ориентироваться? Как оценить, какая из полученных идей – лучшая?
В ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач, созданной Г.С. Альтшуллером) есть специальный методический инструмент для помощи изобретателям - в таких случаях говорят об идеальном образе решения, или Идеальном Конечном Результате (ИКР).
Идеальный конечный результат — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов. «Само собой без ничего происходит то, что нам нужно» – как по волшебству. Например, зонт – закрывает нас от дождя. Если мы захотим с помощью ИКР изобрести новый зонт, мы попробуем ответить на вопросы: Как сделать так, чтобы самого зонта, или некоторых его частей не было – а от дождя он все равно бы отлично прятал? Или как сделать так, чтобы дождь просто нас не касался, если нам это не нужно? Или пусть зонт будет, но одновременно с функцией защиты пусть бы он выполнял функции других нужных нам предметов (которые уже не надо было бы брать с собой, если берешь зонт).
Конечно, достичь ИКР практически невозможно, но ориентир изобретателя именно на него, когда решаешь задачу или оцениваешь - 161 - полученные идеи, позволяет ему находить сильные, оригинальные решения. Именно поэтому - для формирования изобретательского мышления - мы используем ИКР в работе с детьми. Ниже приведен конспект занятия по ИКР, которое разработано Н.В. Ключ для детей 9-10 лет, занимающихся по программе «Начинаем изобретать». Занятие длится 1 час 30 минут.
Тема занятия «Необычные заборы и ограды»
Цели занятия:
- Решение задач по теме ИКР
- Знакомство с чужими творческими решениями по теме «Необычные
ограды и заборы»
- Генерация идей по теме «ограда, которая сама изменяется»
- Изготовление опытного образца
- Развитие творческого воображения
- Умение работать в творческой группе.
1. Разминка.
В начале занятия мы обычно проводим разминку по развитию воображения.
На этом занятии я использовала кубики с картинками на каждой грани, игра «Кубики воображения». Каждый ребенок получил по 3 кубика, случайным образом выбрал грань. Используя выпавшие пиктограммы как опору, надо было составить групповой связный рассказ. Обычно подобные задания вызывают массу веселья, раскрепощают и готовят к дальнейшим подвигам.
2. Решение задач.
Детям вручаются листки с условием задачи. Задачи взяты с сайта http://www.trizland.ru/trizba/books/1763
ЖИВОТНЫЕ НА ШОССЕ
Животные часто гибнут под колесами машин ночью, перебегая шоссе... Исключить такое перебегание, построив забор на протяженности всего шоссе — нереально. Как предупредить животных о приближающейся машине?
ИКР: машина сама ночью предупреждает о своем приближении. Используйте посредник, использующий свет от фар. В Швеции к придорожным столбикам прикрепляют гладко отполированные прямоугольные пластинки — они служат для того, чтобы отбрасывать свет от приближающегося транспорта на обочину и опушку, предупреждая животных об опасности. Считается, что применение подобных пластинок снизило несчастные случаи на шоссе на 67 %.
НАБЛЮДАЕМ ЗА СУРКАМИ
Наблюдение за животными в вольерах зоопарков — дело очень интересное и детям, и взрослым. Попытка же наблюдать за американскими сурками затруднена: сурки очень пугливы и при малейшем подозрении моментально скрываются в своих глубоких и разветвленных норах. Что же делать? Как организовать общедоступное наблюдение?
Противоречие: человек должен появиться в вольере, чтобы наблюдать за сурком, и не должен появляться в вольере, чтобы не пугать сурка.
ИКР: сурок сам покажется человеку и при этом не будет напуган. Сделайте наоборот — не человек наблюдает за сурком, а сурок наблюдает за человеком.
РЕШЕНИЕ: В одном из зоопарков США прорыли сеть подземных переходов, выходы из которых закрыли стеклянными колпаками. Люди идут по переходам и из колпаков наблюдают за сурками. Журнал «Знание-сила», 1976. — № 8. С. 20. Журнал «Вокруг света», 1982. — № 4. С. 63.
Листочки с условием вклеиваются в рабочую тетрадь, затем идет обсуждение описанной ситуации: Какой Идеальный Конечный Результат нас устроит? Какое противоречие надо решить? Задачи решаем всей группой, выдвигая идеи. Обычно «подсказкой» для решений детей работает Системный оператор – многоэкранная схема сильного мышления по ТРИЗ.
Мы мысленно перемещаемся с детьми по экранам и обсуждаем, на какие решения можно выйти, используя надсистемные ресурсы или подсистемы.
Резюме: в каждой из вышеприведенных задач фигурирует необычное ограждение. Сегодня наша задача – предложить свою идею необычных ограждений.
3. Компьютерная презентация «Необычные ограждения».
Мы рассматриваем подготовленные по теме слайды. Обычно я делаю подборки по теме занятия – необычная посуда, необычные карандаши и т.п.
Фотографии необычных предметов распространены в интернете. Для данного занятия я использовала в т.ч. фотографии, приведенные на http://www.nat-geo.ru/article/4442-7-neobyichnyih-ograzhdeniy/#ixzz3LVDIKmoc.
Приведу несколько примеров.
«Зеркальный забор» - это необычная ограда, созданная из дерева, алюминия и нержавеющей стали. Она находится в открытом арт-центре Storm King в округе Оранж штата Нью-Йорк.
Дизайнер зеркального забора Alyson Shotz говорит, что хотела, чтобы её ограда постоянно менялась в зависимости от окружающих её условий, времени суток, погоды и т.п.
«Аква-забор» - это 50-метровый аквариум, заполненный рыбами и другими морскими обитателями. Восемь лет назад аква-забор установил инженер и успешный бизнесмен вокруг своей виллы недалеко от Эгейского моря, в Турции.
Голландский дизайнер Tejo Remy преобразовал часть существующего забора, ограждающего школу, в дополнительные аттракционы для детей. Теперь этот забор, помимо необычного внешнего вида, имеет выступы и углубления, скамейки и платформы, где можно играть.
По мере изучения слайдов обсуждаем:
- Какую цель преследовали создатели этого ограждения?
- Это ограждение рассчитано на долгое время, или используется только
на какой-то период, для каких-то событий?
- Какие приемы или физэффекты применили? (В конце рабочей тетради
у нас есть картотека изученных приемов и физических эффектов, в которую
можно заглядывать.)
Например:
• Ограда невидима на местности – использовано зеркало.
• Ограда выполняет одновременно функцию детской площадки –
изменена форма прутьев и т.п.
4. Промежуточная разминка. Игра «Карусель функций»:
Каждому ребенку выдается предметная карточка. Игра заключается в том, чтобы назвать функцию своего предмета, а затем придумать, как выполнить эту функцию с помощью предмета соседа справа. Как можно нагревать с помощью тарелки, удерживать еду с помощью ручки и оставлять след с помощью печки? Результат кратко фиксируем и вклеиваем в тетрадь.
5.Генерация идей.
Задача: предложить идеи забора (ограды), которая может изменяться сама (т.е. в постановке задачи мы сразу ориентируем детей на ИКР).
Метод: мозговой штурм.
Сначала все ребята работают вместе, чтобы набросать идеи таких оград и записать результаты. Обычно я стараюсь такую работу снимать на видео, или работать секретарем, так как ребятам непросто одновременно и выдвигать идеи, и записывать их.
Варианты новых оград и заборов по результатам работы группы:
- Легкий забор переносной – подуешь, и он переместится.
- Забор из воздушных шаров.
- Забор из животных – они сами передвигаются.
- Забор из людей или роботов.
- Забор из воды или фонтанов.
- Забор из эластичного материала, типа резинки. Все время качается
- или надувается.
- На стекло можно нанести тающий материал – он будет таять, и
- поверхность будет меняться.
- Одноразовый забор, который посетители будут ломать в конце дня.
- Забор из фольги – будет рваться от ветра и изменяться.
- Из песка – форма забора зависит от ветра.
- Быстро движущиеся детали (забор с двигателями).
- Забор из вентиляторов.
- Забор из зеркал – каждый раз будет меняться отражение или
- мелькать солнечные зайчики.
- Забор на колесиках – скатывается с неровностей.
Важно: у нас есть запрет на идеи, которые используются во вред человеку, поэтому я слежу за тем, чтобы мальчишки не сбивались на холодное и огнестрельное оружие (а они обязательно выходят на него в ходе мозговых штурмов!)
6. Изготовление макета
Я предложила детям разделиться на группы по интересам, чтобы каждый ребенок выбрал ту идею, которую ему интересно реализовать, и изготовил соответствующий фрагмент ограды из подручных материалов. Материалом служит одноразовая посуда, мишура, шпажки и соломинки, картонные цилиндры и коробочки и скотчи разных видов и цветов, двусторонние и односторонние.
7. Презентация макета.
Все дети по очереди выступают, демонстрируя макет и давая пояснения. Выступления желательно снимать на видео, когда есть возможность.
На этом занятия ребята разделились на две группы, и было представлено два макета: забор-театр для детской площадки (с нишами, занавесками и проемами для сцены) и забор-генератор солнечных зайчиков с вращающимися отполированными металлическими деталями.
У зрителей всегда есть возможность задать вопросы выступающим авторам. Для авторов выступление – это хорошая возможность подумать о свойствах своего только что придуманного проекта, и изменить их на следующем занятии.
В конце занятия я подвожу итог, и мы приводим в порядок рабочее место.
Источник: http://«Юные изобретатели Москвы», выпуск №2, декабрь 2014г. |