Пятница, 26.04.2024, 01:19

Школа идей.Игра и Творчество

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Необычная шляпа и путь изобретателя

Придумать необычный предмет – не такое простое дело!  Чтобы придумать необычную шляпу, нам пришлось погрузиться в исследование:

- проанализировать шляпу с помощью системного оператора,

- изучить прием фантазирования «Дробление-объединение»,

- выяснить, какими способами части предметов могут соединяться друг с другом, провести эксперименты.

- провести мозговой штурм на тему «Необычная шляпа», с использованием приема.

- создать концепт своей идеи, презентовать его группе.

- познакомиться с картотекой необычных шляп.

Просто предложить идею – недостаточно. Мы стараемся материализовать свои идеи с помощью рисунка или макета. Материалом служит одноразовая посуда, цветной скотч, яркая шенильная проволока, соломинки и тому подобное. Создание эскиза или концепта идеи это отдельная мыслительная работа. Чтобы превратить смутный образ «из головы» в нечто, что можно показать другим людям – приходится выбирать выразительные средства, иметь дело с ограниченным ресурсом материала, преодолевать разрыв между представлением и реальностью.

А затем автор идеи обязательно выступает со своим макетом, рассказывает остальным о своей идее.

Таким образом нам удается пройти путем изобретателя: задача-исследование-генерация идей-отбор идеи и ее реализация- презентация идеи. Очень интересно наблюдать за тем, как трансформируется начальная идея ребенка в процессе макетирования: ведь подручный материал то сопротивляется, мешая исполнить задуманное, то вдохновляет на новые мысли своей формой и фактурой.

Вот примеры необычных авторских шляп:

- Шляпа-часы: циферблат встроен в шляпу, одновременно показывает точное время и эффектно украшает ее.

- Шляпа для праздников, со встроенными бусами и контейнером для коктейлей (соломинка для коктейля хранится в потайной емкости).

- Шляпа для любителя пауков: в ней есть благоустроенное прогулочное жилье для выгуливания мохнатого питомца, в котором паук может наслаждаться прогулкой с хозяином.

- Шляпа-конструктор, которую можно разбирать на части и носить каждую из них как отдельный головной убор. У шляпы есть трубочка, чтобы дунуть – и снять всю конструкцию с головы за секунду!

- Шляпа для экскурсоводов и путешественников, с вентилятором и съемными очками, которые объясняют все увиденное.

- Шляпа-хранилка – система разноцветных контейнеров позволяет носить с собой множество нужных мелочей. Предусмотрена возможность открывать все контейнеры одновременно!

- Шляпа для путешественников с возможностью погружения: жидкости перекачиваются через трубочки и контейнеры, заодно очищаются – можно пить. (Автор протестировал макет, заливая воду в шляпу!)

Мы не просто «фантазируем» шляпы. Каждый автор проекта должен быть готов ответить на 3 вопроса:

  1. Для кого пригодится этот необычный предмет?
  2. В какой ситуации или для какой задачи его можно использовать?
  3. Чем он отличается от обычного?

Эти вопросы и необходимость воплотить идею в рисунке или макете помогают ребенку связать воображение и реальность, отобрать из облака фантазий те, которые было бы интересно создать по-настоящему.

И важный этап работы – знакомство с картотекой идей по теме. Есть две важные вещи, которые необходимо делать с реальными взрослыми идеями, но трудно сделать на материале детских поделок:

- Критика. Выявить недостатки проекта и откорректировать их.

- Практическая реализация. Найти способы реального воплощения идеи.

Первое может разрушить мотивацию ребенка, потеряется ощущение «игры», ради которого ребенок соглашается на довольно непростой путь по творческому полигону. Особенно если ребенок начинающий или стеснительный.

Второе связано с ограничениями учебного формата и отсутствием у ребенка практического инженерного опыта.

Эти проблемы решает картотека чужих изобретений. Рассматривая уже внедренные решения, мы можем обсудить, как одна и та же идея может быть воплощена различными способами. Чего не хватает данному предмету, какие еще задачи он задает. Какие физэффекты использовал изобретатель. Какие критерии есть у «красивых решений».

А некоторые изобретения вызывают у детей эффект «Встречи с чудом», то самое «Ух ты!». И это момент, от которого замирает сердце.

Категория: Мои статьи | Добавил: Natalik (28.10.2017) | Автор: Наталия Ключ
Просмотров: 826 | Теги: занятия с детьми, ТРИЗ, необычная шляпа | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]